;
Версия сайта для слабовидящих

 ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                                                       Н.А.Никифорова,

                                                                       учитель начальных классов

                                                                    «НОУ Восточно-Сибирский лицей»

Понимая, что масштабность  количества  одаренных и талантливых людей представляют собой  основной ресурс развитого  государства в целом, отметим  необходимость  изменения парадигмы построения образовательного процесса обучения, заданной  Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Целевая направленность данной парадигмы –  формирование Человека: творческой, интеллектуально раскрепощенной, умеющей самостоятельно думать и решать проблемы, способной открывать  и создавать новое. Сегодня, осуществляя переход от одной парадигмы ( зуновской) к другой (личностной), на что нас ориентирует новый стандарт,  нам нужно осознать   пути развития одаренности личности- пространства  нашей деятельности  по формированию именно такого Человека. Соглашаясь  с мнением  специалистов, которые утверждают. что любые « насильственные действия» — тестирование  и разделение  детей на одаренных и бездарных, приведут к тому, что в обществе вообще не будет одаренных людей и  необходимости  создания  образовательной среды, в которой смогут сосуществовать дети с разными талантами и дарованиям, хотелось бы  остановиться на  следующих вопросах:

  1. Что организуется учителями в  процессе обучения в реальной практике   для развития одаренности  детей не так?
  2. Что должно положено в основание создания условий при обучении для развития одаренности  детей?
  3. Что должно измениться в построении содержания обучения, чтобы решить проблему развития одаренности детей?

 

  1. Новый стандарт  для развития личности  ориентирует  педагогов  на изменение  в целом организации  необходимых условий в обучении:

— деятельности

— построения паритетности отношений: «учитель –ученик», «ученик-учитель»,  « ученик-ученик» и т.д.

—  ведения диалога

—  контроля и оценки

Наблюдение за реализацией  ново го стандарта  учителями начальных классов показывает на  непонимание  большинством  учителей  сути   этих  изменений .  Налицо  несоответствие организации обучения новым требованиям.  Что порождает  противоречие между   поставленными целями нового стандарта  и реальным  содержанием организации  обучения . Это  усиливает понижение « курса» Человека,  тем самым   в зародыше гасит  любую  одаренность. Этому способствует, в первую очередь, сама  организация системы образования по предметному  принципу в рамках классно-урочной системы, осуществляемой снизу и доверху, включая дошкольное, школьное, вузовское обучение; а также   организация деятельности  учащихся  на внешнем стимулировании, а не на внутреннем -личностно смысловом.

Во- вторых, анализ всех изменений, происходящих в системе образования, в связи с  реализацией  нового стандарта  показывает, что главным в нем  остается освоение предметного содержания учебных дисциплин, а  не  освоение способов построения образа «Я», развитие Мышления и Деятельности. Учителя по-прежнему, строят урок, ориентируясь на предметное содержание, заданное программой учебного предмета,  а не на возможности и способности учащихся.

В третьих, отношения между учителем и учеником остаются  по –прежнему субъект – объектные, главным организующим  деятельность объектом  остаётся учитель : он задаёт цели, определяет содержание, действия  учащихся, контролирует,  оценивает деятельность учащихся. А где же преобразующая деятельность со стороны учащихся? Ученики остаются пассивными слушателями, исполнителями воли учителя.  Таким образом, превалирует принудительная  деятельность.

Также в условиях классно-урочной системы обучения   преобладают две формы организации работы: фронтальная и  индивидуальная. Но когда идет организация образовательного пространства « единым фронтом», учесть индивидуальные  особенности детей в рамках классно-урочной системы невозможно. Усвоение и выполнение действий происходит  на подражательном,  исполнительном уровне, побуждаемом больше извне.

Общий дух ведения диалога – это принятие или непринятие правильных и неправильных  ответов на поставленный учителем вопрос. Учитель постоянно направляет учащихся,    торопит учащихся, боясь не успеть пройти программный материал, тем самым  лишает ученика возможности мыслить  самостоятельно,  выражать собственные мысли. Диалоговые  формы организации между «ученик-ученик»,  «группа-группа»   вызывают у учителей трудности. Многие учителя их игнорируют, отдавая предпочтение вопросно-ответному методу обучения, ссылаясь на нехватку времени на уроке, обеспечение выполнения заданной программы обучения.

В четвертых,  организуемая деятельность на уроке, не  обеспечивает условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности. Специфика построения  учебной деятельности  в новом содержании обучения не  осмыслена  учителями. Многие учителя  следуют рекомендациям, в которых учебная деятельность. организуется, как деятельность усвоения. тренировки ЗУН. Учителя  продолжают давать ученикам в готовом виде вычлененные в учебнике знания, на это ориентирует  само содержание учебников и предложенных рекомендаций.  Учебная деятельность – это преобразование, которое может организовано только  через самостоятельный поиск- исследование. Поиск – это движение в неизвестное. А в реальной практике,  учитель  действует по заранее составленному плану,  действия ученика  предопределены,  жестко регламентированы. Можно ли такую деятельность назвать тогда деятельностью  самого ученика?

В- пятых, оценка является одним из основных  компонентов деятельности,  её регулятором, показателем её результативности. Поэтому организовать любую деятельность без  оценки невозможно. Основной упор сегодня, по новому стандарту, должен делаться на самооценку учащихся, под которой понимается их самоанализ, самоконтроль, рефлексия.  В реальной  же практике учителя продолжают оценивать деятельность учащихся по результату их деятельности в усвоении предметного содержания, так как качество  конечного результата  обучения определяется  уровнем усвоения этого содержания.  Нет целостного взгляда на Человека, учета и видения  его возможностей и способностей, сферы  сознания, построения  отношений, умения организации деятельности.   Применение индивидуальных  оценочных эталонов (совместно выработанных критерий), учет индивидуально-личностной динамики каждого ученика требует от учителя  затраты времени: ведь так удобно   оценивать учащихся  по результату  их выполненной работы. Понять учителя  можно: очень сложно осуществить целостный подход в оценке, поскольку зачастую в классе у него обучается 35-40 учащихся.

  1. Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого еще не сформировавшийся человек, его будущее пока неопределенно, его способностям предстоит только раскрыться. И эта одаренность , будет развиваться, только по сопричастности к системам и процессам развития Мышления и Деятельности. В данном контексте  образовательный процесс  и образование самого человека  необходимо строить  через  со-участие в решении совместно поставленных  проблем.  Это возможно   только при создании атмосферы  живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой жизнедеятельности по построению собственного образа «Я».  Такое методологическое решение к подходу выбора  основания   создания условий для развития одаренности  детей мы делаем, ссылаясь на труды П.Г. Щедровицкого.  А это и  есть  иное содержание, иная технология.

3.Что же должно измениться в построении содержания  образования?

1.Главное содержание образования – это развитие Мышления и Деятельности

  1. Главная ценность образования- — это духовное и физическое благополучие каждого (учащегося и учителя)
  2. Главная технология образовательного процесса – это живой язык, живое общение, « возвращающее» человека к самому себе.

Деятельностный процесс, детерминируют новые принципы педагогической деятельности:

-Главное – не учебный предмет, программа, а сам  ребенок, учащий себя действовать и управлять собой в учебных и жизненных ситуациях;

-Суть образовательного процесса  — становление  индивидуальности каждого ребенка;

-В каждом ребенке видеть  Личность, творческий потенциал который еще не реализован;

-Учебный  предмет не самоцель: он материал, на котором ученик познает свои  интеллектуальные и творческие способности, т.е. свой задаток, данный ему как дар природы, на чем он будет строить свою индивидуальность.

Ермолаева М.Г.: « Если говорить о ключевой идее  этой образовательной парадигмы, то её можно сформулировать так: учить диагностично, учить диалогично».  Главной задачей является обучение учащихся  на основе полученных диагностических данных  в диалоге  способам организации собственной деятельности, тем самым  обеспечить появление качественно новой школы обучения– школы развития  одаренности личностей,  где моделью обучения будет модель: « не меня учат», а  «я учусь, сохраняя свою уникальность, неповторимость, индивидуальность».

Любой ребенок рождается с определённой предназначенностью в силу своих  индивидуальных особенностей.  Наша задача: помочь ребенку найти себя, заниматься  своим строительством образа «Я».  Каждый ребенок с детства должен осознавать себя, свою индивидуальность, уникальность. Учебные предметы должны быть средством развития ребенка. При таком подходе важен процесс  творческого участия ребенка в  деятельности, не по принуждению извне, а по собственному определению, где он учится мыслить, творить, выражать и отстаивать свое  мнение, общаться, спорить, искать, находить решения, учиться понимать и принимать другое «Я». Быть в деятельности- это участие «Я» в постановке целей, определении содержания, планирования действий, способов решения,  осмыслении себя «Я» в деятельности. Если мы  осуществим  такой деятельностный  подход, перестроив в комплексе  систему организации обучения,  то  сформируем  Человека: творческого, интеллектуально раскрепощенного, умеющего самостоятельно думать и решать проблемы, способного открывать  и создавать новое – одаренную личность.  А для этого надо поменять в корне систему организации учебного процесса. Другого пути нет.  А иначе мы ещё долго будем  топтаться на месте.

Список использованной литературы:

  1. Дик Н.Ф. Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы/ Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.-284с.
  2. Ермолаева М.Г. « Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие/ М.Г. Ермолаева.- СПб.: КАРО, 2011.-160с.- ( Серия « уроки для педагогов»)
  3. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д.Б.

Эльконина- В.В. Давыдова: Пособие для учителя/ Под ред. А.Б. Воронцова.// Серия «Новые

образовательные стандарты».-М.: ВИТА-ПРЕСС,2011.-192с.

  1. Степанова В.Е. В пространстве Мышления и Деятельности /В.Е. Степанова.-Якутск: Изд-во

ИПКРО,2007.-164с.

  1. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования/П.Г. Щедровицкий.-М.: Пед.Центр «Эксперимент»,1993.-155с.

Презентация на тему Морские обитатели_ Артемий Егоров