Игра началась с разминки о родном крае, ребята отвечали на вопросы, такие, например, как: как называется крупнейшая река Якутии, ее протяженность; напишите фамилию имя и отчество действующего президента РС (Я), выберите то название, которое является названием муниципального улуса РС (Я): Камчатский, Чукотский, Кобяйский, Сахалинский. Правильный ответ: Кобяйский улус, именно этот улус занимает в республике первое место по поголовью оленей.
Ребятам предстояло пройти 7 раундов, а в каждом из них от 3 до 6 вопросов. Представляем вашему вниманию краткое описание игры.
Итак, 1 раунд — Природные зоны России, здесь командам предлагалось описание природной зоны, например: карликовые деревца и кустарнички прижались к земле, прячась под плащ снега, «Лес» высотой по колено, даже по щиколотку… Варианты ответов: Арктика, тайга, лесотундра, тундра.
2 раунд – Животные России. Учащиеся читали описание животного: тело этого животного покрыто густым мехом, который сохраняет тепло, морда опущена до самых ноздрей и это позволяет ему доставать корм из-под снега даже при больших морозах; раздвоенные копыта и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам, по рыхлому снегу; ноги его не скользят по льду, т.к. между копытами у него зимой отрастают длинные волосы. В среднем длина тела животного достигает 2 м, высота — до 1,5 м, а масса — до 220 кг. Копытами и рогами он достает себе корм из-под снега. Живут они до 28 лет. Это животное занесено в Красную книгу. И, отвечали. Далее ребята увлеченно рассматривали фотографии детенышей животных проживающих в дикой природе нашей республики, изучали следы животных на снегу. След оленя можно спутать со следом лося, но если юный следопыт внимателен и наблюдателен, то и эту задачку распутает.
3 раунд – Растения России, ведущие игры зачитывали описание деревьев: весь наш Крайний север занимают леса из этого дерева. Запасы его у нас – богатейшие в мире. На сваях из этого дерева стоят дворцы и храмы итальянского города Венеции, здания Архангельска, Санкт-Петербурга. В воде древесина его не подается ни пиле, ни топору. Оно хорошо переносит морозы, светолюбивое, очень красив его кружевной наряд. А Вы узнали это дерево? Интересно было представлено описание еще одного дерева: целебные свойства ароматов этого дерева известны с древнейших времен. Известно, что один гектар такого леса выделяет в атмосферу за сутки около 5 кг летучих фитонцидов, значительно снижая в воздухе количество микробов. Это дерево — долгожитель, средний возраст — 600 лет. Если посадить, то взрослое дерево увидят только внуки. Древесина дерева используется в разных отраслях как основной материал – для строительства домов, судов, мебели. Дерево ценится плотностью, воздухопроницаемостью, долговечностью. А древние «косметологи» утверждали, что дым от сжигания древесины этого дерева помогает ресницам становиться длинными и пушистыми, и это средство было чрезвычайно популярно среди женщин. А как называется это дерево?
4 раунд – кроссворд «О Северном олене». Вопросы кроссворда один за другим знакомили с описанием породы Северный олень: Самка оленя. (В……). Только у породы «Северный олень» есть это и у самки и у самца? (Р…). Иногда кормом для Северного оленя служат и небольшие мышевидные грызуны? (Л……). Вы наверняка знаете, что олени — очень хорошие пловцы, так до изобретения пенопласта, спасательные круги наполняли шерстью оленя.
5 раунд – рассказывал ребятам о кочевом образе жизни малочисленных народов Севера, задания были представлены в виде теста, например, самый распространенный дорожный знак у эвенков: а) Илкэн (зарубка, затёс на дереве), б) Лэгдэкэн (мох, заложенный за ветку), в) Сугар (ветка за ветку)
или, что символизирует Белый олень: а) Благополучие, б) Деньги, в) Удачную дорогу
6 раунд – конкурс Капитанов, поставил перед капитанами вопрос об оленях Санта-Клауса. Ведь известно, что, все олени в оленеводческом стаде имеют свой характер и свое имя! Так и девять оленей Санта-Клауса имели свои имена. Помните, как их звали?
7 раунд, итоговый, заключительный – Экономическая математика.
Первая задача носила исторический характер, которая была представлена ребятам в преддверии празднования 65-летия со дня победы ВОВ. Команды узнали, что Северные олени участвовали в Великой Отечественной войне и в феврале 2012 года в г.Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа был открыт первый памятник «Подвигу участников оленно — транспортных батальонов». Ребятам была показана черно-белая фотография военизированного оленя. Также, школьники решая задачу о леммингах, узнали о режиме дня лемминга, в течение которого он 2 часа — спит, 1 час -кормится; особого внимания и быстрого решения требовала от ребят и задача на сравнение площадей двух заповедников республики – федерального уровня («Усть-Ленского» и «Олекминского»), говоря о проблемах чистого воздуха, ребята решали задачу: одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трех человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса?
Время игры пролетело незаметно. Команды отличались и тематической подготовкой своих игроков, так как капитаны на тот или иной раунд просили временную замену игрока на запасного.
В перерывах игры командам было предложено время для неформального общения, кофе-брейк и коллективное организованное фотографирование игроков.
Спасибо коллегам — организаторам игры, команде независимого жюри, ведущим, командам из школ, спонсорам игры, ребятам участвующих в игре в качестве помощников, сотрудникам рекламно-издательского отдела.
В заключение хочется сказать: Берегите природу!
Анна БОРИСОВА