Версия сайта для слабовидящих

«Брейн-ринг» под лозунгом: Берегите природу!

   Игра началась с разминки о родном крае, ребята отвечали на вопросы, такие, например, как: как называется крупнейшая река Якутии, ее протяженность; напишите фамилию имя и отчество действующего президента РС (Я), выберите то название, которое является названием муниципального улуса РС (Я): Камчатский, Чукотский, Кобяйский, Сахалинский.  Правильный ответ: Кобяйский улус, именно этот улус занимает в республике первое место по поголовью оленей. 

   Ребятам предстояло пройти 7 раундов, а в каждом из   них от 3  до 6 вопросов. Представляем вашему вниманию краткое описание игры.

   Итак,  1 раунд — Природные зоны России, здесь командам предлагалось описание природной зоны, например:  карликовые деревца и кустарнички  прижались к земле, прячась под плащ снега, «Лес» высотой по колено, даже по щиколотку… Варианты ответов: Арктика, тайга, лесотундра, тундра.

   2 раунд – Животные России.  Учащиеся читали описание животного: тело этого животного покрыто густым мехом, который сохраняет тепло, морда опущена до самых ноздрей и это позволяет ему доставать корм из-под снега даже при больших морозах; раздвоенные копыта и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам, по рыхлому снегу; ноги его не скользят по льду, т.к. между копытами у него зимой отрастают длинные волосы. В среднем длина тела животного достигает 2 м, высота — до 1,5 м, а масса — до 220 кг.  Копытами и рогами он достает себе корм из-под снега. Живут они  до 28 лет.  Это животное занесено в Красную книгу. И, отвечали. Далее ребята увлеченно рассматривали фотографии детенышей животных проживающих в дикой природе нашей республики, изучали следы животных на снегу. След оленя можно спутать со следом лося, но  если юный следопыт внимателен  и наблюдателен, то и эту задачку распутает. 

   3 раунд – Растения России, ведущие игры   зачитывали описание деревьев:  весь наш Крайний север занимают леса из этого дерева. Запасы его у нас – богатейшие в мире. На сваях из этого дерева стоят дворцы и храмы итальянского города Венеции, здания Архангельска, Санкт-Петербурга. В воде древесина его не подается ни пиле, ни топору. Оно хорошо переносит морозы, светолюбивое, очень красив его кружевной наряд.  А Вы узнали это дерево? Интересно было представлено описание еще одного дерева: целебные свойства ароматов этого дерева известны с древнейших времен. Известно, что один гектар такого леса выделяет в атмосферу за сутки около 5 кг летучих фитонцидов, значительно снижая в воздухе количество микробов. Это  дерево — долгожитель, средний возраст  — 600 лет. Если посадить, то взрослое дерево увидят только внуки. Древесина дерева используется в разных отраслях как основной материал – для строительства домов, судов, мебели. Дерево ценится плотностью, воздухопроницаемостью, долговечностью. А древние «косметологи» утверждали, что дым от сжигания древесины этого дерева помогает ресницам становиться длинными и пушистыми, и это средство было чрезвычайно популярно среди женщин. А как называется это дерево?

   4 раунд – кроссворд «О Северном олене». Вопросы кроссворда один за другим знакомили с описанием породы Северный олень:  Самка оленя. (В……).  Только у породы «Северный олень» есть это и у самки и у самца? (Р…).  Иногда кормом для Северного оленя служат и небольшие мышевидные грызуны? (Л……). Вы наверняка знаете, что олени — очень хорошие пловцы, так до изобретения пенопласта, спасательные круги наполняли шерстью оленя.  

   5 раунд – рассказывал ребятам  о кочевом образе жизни  малочисленных народов Севера, задания были представлены в виде теста, например, самый распространенный дорожный знак у эвенков: а) Илкэн (зарубка, затёс на дереве),   б) Лэгдэкэн (мох,  заложенный за ветку),      в) Сугар (ветка за ветку)

или,  что  символизирует Белый олень: а) Благополучие,   б) Деньги,  в) Удачную дорогу

   6 раунд – конкурс  Капитанов,  поставил перед капитанами вопрос об оленях Санта-Клауса.  Ведь известно, что,  все олени  в оленеводческом стаде имеют  свой  характер и свое имя! Так и девять оленей Санта-Клауса имели свои имена. Помните,  как их звали?

   7 раунд, итоговый, заключительный – Экономическая математика.

   Первая   задача носила исторический характер, которая была представлена ребятам в преддверии празднования  65-летия со дня победы ВОВ. Команды узнали, что   Северные олени   участвовали  в   Великой Отечественной войне  и в феврале 2012 года в г.Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа  был открыт первый памятник  «Подвигу участников оленно — транспортных батальонов». Ребятам была показана черно-белая фотография военизированного оленя.  Также, школьники  решая задачу о леммингах,  узнали о режиме дня лемминга, в течение которого  он   2 часа — спит, 1 час -кормится;  особого внимания и быстрого решения требовала от ребят и задача на сравнение площадей  двух    заповедников  республики – федерального уровня («Усть-Ленского» и «Олекминского»), говоря о проблемах чистого воздуха,  ребята  решали задачу: одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трех человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса?

   Время игры пролетело незаметно. Команды отличались и тематической подготовкой своих игроков, так как  капитаны на тот или иной раунд  просили временную замену игрока на запасного.

   В перерывах игры командам было предложено время для неформального общения, кофе-брейк и коллективное организованное фотографирование игроков.

   Спасибо коллегам — организаторам  игры, команде  независимого жюри, ведущим,  командам из школ, спонсорам игры, ребятам участвующих в игре в качестве помощников, сотрудникам рекламно-издательского отдела.

   В заключение хочется сказать: Берегите природу!

Анна БОРИСОВА