16 декабря 2020 г. состоялась рабочая Zoom-встреча главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева с активистами регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «ЗА РОССИЮ».
Динамично, по-деловому глава республики провёл диалог с общественностью по самым актуальным вопросам жизни Якутии: качество проводимых работ в рамках НП «БКАД», отсутствие полигонов по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов, отсутствие межведомственного взаимодействия для решения острых вопросов, оптимизация рабочих мест и проблемы зарплат и нагрузки работников образования и здравоохранения, качества услуг и организации летнего отдыха детей, состояние детских площадок, учреждений культуры и досуга, осуществление контроля за проведением ОГЭ и ЕГЭ в РС (Я), проблемы медицинского обеспечения деятельности образовательных организаций, состояние материально-технической базы школ, организаций СПО, меры социальной поддержки – повышение уровня жизни и доходов ветеранов Боевых действий. и другие наиболее острые для нашего региона вопросы, являющиеся приоритетным в реализации указов и поручений Президента РФ.
Своё видение по сложившейся ситуации в реализации основных национальных проектов представили руководитель регионального отделения Общероссийского народного фронта Валерий Лютый, сопредседатели регионального общественного движения Алексей Лаптев, Людмила Цой, Александр Соловьёв, координатор Молодёжки ОНФ Дмитрий Паньков и другие.
Так, в частности, участники встречи рассказали, что в этом году активисты ОНФ оказали неоценимую поддержку в борьбе с коронавирусной инфекцией. В рамках различных акций молодёжный блок ОНФ и его неравнодушные активисты провели огромную работу: волонтёры принимали заявки в колл-центрах, оказывали помощь в обеспечении медицинских работников средствами индивидуальной защиты, людям, находящимся на самоизоляции, доставляли продукты питания и хозяйственные товары.
Ректор ВСИЭМ Людмила Николаевна Цой подробно осветила проблемные вопросы здравоохранения и образования республики и деятельность регионального отделения ОНФ по их решению. Например, в течение последних нескольких месяцев вёлся непрерывный мониторинг обеспеченности аптек республики лекарствами, востребованными в связи с пандемией (выезды); мониторинг выплат надбавок врачам, работающим в условиях пандемии (запросы), который показал острую необходимость всемерной поддержки врачей, фармацевтов и волонтёров, находящихся на передовой в период борьбы с COVID-19.
В течение длительного времени ОНФ республики помогает в разрешении конфликта между сотрудниками «Больницы Якутского научного центра комплексных медицинских проблем» и директором ФГБНУ «Якутский научный центр комплексных медицинских проблем». Реформы в больнице привели к тому, что с 2018 г. – идёт снижение объёмов качественной, квалифицированной медицинской помощи научным сотрудникам 11 институтов и членам их семей, увольнение квалифицированных кадров… У активистов ОНФ есть конкретное предложение передать Больницу Якутского научного центра комплексных медицинских проблем в ведение Министерства здравоохранения РС (Я), оставить отделение неврологии с Центром нейро-дегенеративных заболеваний в составе ЯНЦ КМП с предоставлением отдельного здания, сохранить обслуживание сотрудников ФИЦ ЯНЦ СО РАН.
Также за последние месяцы горячего периода пандемии ОНФ осуществлял, например, мониторинг оснащения, строительства и ремонта фельдшерско-акушерских пунктов. Результаты мониторинга представлены в федеральных СМИ (ТАСС), где Якутия упоминается среди регионов с проблемами (имиджевые и репутационные потери). Пандемия актуализировала необходимость качественного, быстрого Интернета во всех населённых пунктах Якутии (не только для системы здравоохранения, но и образования); необходимость привлечения экспертов для мониторинга качества строительства ФАП; важность проведения работы по признанию помещений ФАПов аварийными.
Активисты ОНФ актуализировали вопрос обеспечения школьников младших классов горячим питанием. 6 октября 2020 г. по этому вопросу прошла рабочая встреча с участием министра образования и науки Михаила Сивцева, директоров школ, представителей родительских комитетов.
Отметили необходимость обязательного общественного контроля за горячим питанием, в том числе за формированием меню. Как актуальная была обозначена проблема устаревшего кухонного оборудования в школах, которое нужно как можно скорее менять.
Ещё одна многолетняя проблема контролируется ОНФ – это нехватка учебных помещений, в том числе для дополнительного и профессионального образования детей. Необходимо при разработке проектов зданий общеобразовательных организаций г. Якутска исходить из наполняемости 1000 учащихся в целях обеспечения условий для перехода на односменное обучение. Следует проводить конкурсы проектов зданий общеобразовательных организаций (для городов и сельских населенных пунктов), а также малокомплектных центров дополнительного образования, спортивных центров и площадок; осуществлять контроль качества построенных зданий школ, пристроев к имеющимся зданиям, непрофильных зданий, выкупаемых для нужд городских школ. Также актуально по примеру сельских школ выделять городским школам участки земли для использования их в качестве профполигона.
Пандемия обнажила ещё одно слабое звено региональной системы образования, о котором мы говорим не первый год, – качественное медицинское обслуживание в образовательных организациях на постоянной основе.
Наш регион был выбран базовым для реализации пилотного проекта «Школьная медицина» в течение 2017-2019. Цели проекта – это создание инновационной модели эффективного медицинского обеспечения и профилактики заболеваний в условиях общеобразовательных организаций; развитие кадрового потенциала, формирование новых профессиональных компетенций медицинских работников; внедрение современных здоровьесберегающих технологий.
Эксперимент окончен в 2019 г., есть отчёты и рекомендации, сама модель, проведено совместное заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по здравоохранению… Однако проблемы остались. Медицинских кадров на постоянной основе в школах нет, нет постоянного медицинского контроля и своевременной, оперативной помощи школьникам. Остались проблемы получения прививок в полном объёме.
Для их решения следует масштабировать опыт пилотных школ, реализовать рекомендации во всех учебных заведениях.
Об этом говорит и президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, сопредседатель ОНФ Леонид Рошаль: «Медсестра должна постоянно находиться школе, учеников регулярно должен осматривать врач. Раньше были стоматологические кабинеты, врач осматривал детей, делал заключения, и они передавались в поликлинику. Сейчас укрупняются школы, даже медсестры находятся в них не каждый день, не говоря уже о врачах. Профилактическая работа фактически не проводится. Надо восстановить то, что мы потеряли.
Что делать? Как выходят из положения регионы? Например, в Якутии на базе образовательной организации создаются кабинеты для участкового педиатра, и он ведет полноценный прием. Школа становится его участком. А на Ямале есть специальные центры здоровья, где ученики со всего района регулярно проходят профилактические осмотры. В самих же школах дежурят медсестры. Такие эксперименты идут в рамках проекта «Школьная медицина».
Региональное отделение ОНФ настаивает на необходимости введения ставок медицинских работников (фельдшеров) в школах, подготовки кадров бакалавров школьной медицины на базе СВФУ. Для плодотворного решения проблемы объединить усилия МОиН РС (Я) и МЗ РС (Я). Выработать предложения по корректировке действующего законодательства.
Также Людмила Николаевна поставила вопрос о лицензировании и полном материально-технического обеспечении, оборудовании всех медицинских кабинетов в школах.
Айсен Николаев выразил благодарность всем представителям регионального отделения Общероссийского народного фронта за инициативную и плодотворную работу, позволяющую руководству республики вовремя выявлять проблемные вопросы в деятельности исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований, организаций, предприятий и оперативно их решать.
Глава РС (Я) ответил на все поступившие к нему вопросы участников встречи, дал краткие, конкретные пояснения по механизмам решения обозначенных проблем, взял под контроль наиболее актуальные из них.